РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

Педагог-психолог

Колосова Татьяна Александровна

кандидат психологических наук

 

 

Уважаемые родители!

 

У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) наблюдается своеобразное развитие познавательной сферы. Своеобразие заключается недостаточном развитии восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения.

Игровая форма позволяет в непринужденной, и в то же время привычной для детей форме усвоить сложный для них материал. Ребенку с РАС для усвоения нового опыта требуется многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к учебному занятию. Игра делает  процесс обучения ярким и эмоциональным.

Как показывает практика, ребенком негативно воспринимаются дополнительные занятия, идущие от родителя. Родитель не воспринимается ребенком в роли воспитателя. Поэтому ч подобрала игры, в которые можно играть на улице, по дороге в школу, в поездке, на даче и дома. Эти игры не требуют специальной организации места и времени,  практически все игры не требуют покупки специального материала.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов, явлений и их признаков. Говоря о восприятии, мы подразумеваем непосредственное воздействия предмета или явления на органы чувств. Восприятие наиболее тесно связано с преоб­разованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с ко­торыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

В первом разделе вы найдете информацию по развитию и коррекции восприятия у детей. В разделе представлено описание игр, в которые вы можете играть с ребенком в любое время.

Пять правил успеха:

  1. Верьте в своего ребенка, его возможности и творческие способности!
  2. Не давайте ребенку готового решения, стимулируйте его поисковую активность.
  3. Занимайтесь каждый день.
  4. Не торопите ребенка, дайте ему решить задачу самому.
  5. Хвалите ребенка!

Рекомендации для родителей

Манипулиции детей:

что делать?

К сожалению, иногда дети подвергают терпение родителей большим испытаниям. В первую очередь это относится к детским манипуляциям. Причины манипуляций могут быть самыми разными: потребность во внимании со стороны взрослых, потребность в признании, попытка перетянуть внимание всей группы на свою персону. Как же противостоять манипуляциям? Читать далее

Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия

Восприятие времени

«Когда это бывает?»

Оборудование: не требуется

Содержание:

Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.

Аналогичным образом эту игру можно проводить применительно к временам года. Например, когда мы катаемся на санках? Когда мы собираем грибы и ягоды и т.д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Оборудование: не требуется

Содержание: объясните ребенку  значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.

Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

«Перепутаница»

 

Оборудование: не требуется

 Содержание: предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение:

  • Ночью девочка идет в детский сад.
  • Утром девочка обедала.
  • Днем на уроке девочка получила хоро­шую отметку.
  • На уроке девочка проснулась, потяну­лась и снова улеглась в постель.
  • Ночью девочка выполняла домашнее задание.
  • Вечером девочка каталась на коньках.

«Закончи предложение»

Оборудование: не требуется

Содержание: предложите ребенку закончить предложения:

  • Сегодня четверг, значит, завтра будет…
  • Завтра будет суббота, значит, сегодня…
  • Сегодня понедельник, значит, вчера было…
  • Сегодня 31 декабря, значит, завтра будет.. и т.д.

«Составь рассказ»

Оборудование: карандаши, бумага, скрепки.

Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини‑книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

Восприятие цвета

  • Игры на улице

«Назови, что ты видишь синего (красного, зеленого, черного и т.д.) цвета»

Оборудование: не требуется

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира. Не стоит торопить ребенка, или делать акцент на его «недосмотрах». Гораздо полезнее в завуалированной форме обращать внимание ребенка на объекты окружающего мир.

«Бывает – не бывает»

Оборудование: не требуется

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Например, родители говорят «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т.д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

«Что в природе бывает красного (зеленого, синего, белого и т.д.) цвета.

Оборудование: не требуется

Содержание: Вы предлагаете ребенку назвать, что в природе бывает определенного цвета. Важно объяснить ребенку, что имеются ввиду объекты природы, а не то, что сделано руками человека. Например, платье не подходит, а яблоко подходит. На первом этапе можно просить ребенка назвать как можно больше предметов; на втором – задавать количество предметов: «Назови, что в природе бывает зеленого цвета. Ты должен назвать 5 предметов». Если ребенок не может назвать заданное количество предметов, то желательно, чтобы Вы стимулировали поисковую активность ребенка наводящими вопросами.  Например, «это животное, оно живет в лесу, любит орешки, у него пушистый хвост» и т.д. Можно устроить соревнования между членами семьи, кто назовет больше предметов заданного цвета, или кто назовет быстрее заданное количество предметов.

«Назови цвет»

Оборудование: не требуется

Содержание: Вы называете ребенка разные объекты окружающего мира и просят назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета?, а медведь?, а ромашка? и т.д. Обратите внимание ,что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы), то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов.

«Собери букет из листьев»

Оборудование: осенние листья

Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев. Правило игры: все листья должны быть только одного цвета

  • Игры дома

«Разноцветные картинки»

Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши

Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета.

«Собери 5 красных (зеленых, синих, белых и т.д.) предметов»

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: предложите ребенку найти в квартире и принести 5 предметов заданного цвета.

«Сделай радугу»

Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т.д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги.

Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных.

«Расставь по порядку»

Оборудование: предметы одного цвета

Содержание: предложите сначала ребенку собрать как можно больше предметов одного цвета в комнате (квартире, доме). После этого предложите расставить предметы по порядку, например, от самого светлого оттенка к самому темному или наоборот.

«Подними карандаш цвета…»

Оборудование: набор карандашей или фломастеров от 6 до 12 цветов в зависимости от подготовленности детей по количеству играющих.

Содержание: попросите ребенка  поднять карандаш цвета предмета, который называется. Например, «Подними карандаш цвета травы. Подними карандаш цвета помидора. Подними карандаш цвета лимона».

Восприятие формы и размера

  • Игры на улице

«Назови, что ты видишь большое /маленькое (круглое, квадратное, треугольное)»

Оборудование: не требуется

Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка.

«Бывает – не бывает»

Оборудование: не требуется

Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите  ребенку определить правильно они сказали, или – нет.

Примеры заданий:

  • Слон маленький, а черепаха большая
  • Кошка больше мышки
  • Мышка больше собаки
  • Яблоко меньше клубники
  • Яблоко меньше арбуза

Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

«Как ты думаешь, что больше (меньше)

Оборудование: не требуется

Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.)

  • Игры с природным материалом

«Сравнение объектов окружающего мира»

Оборудование: подойдет любой природный материал, в зависимости от того, где Вы находитесь. В лесу (парке) – шишки, желуди, листья, плоды шиповника. На даче (в деревне) – листья, цветы, палочки, грибы, шишки. На море – ракушки.

Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот.

«Нахождение формы в объектах окружающего мира»

Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь.

Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире.

  • Игры дома

«Назови, что у нас дома квадратное (круглое, овальное, треугольное)»

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире.

«Нарисуй мне…»

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т.д.

«Большой и маленький»

Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера

Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней).

Рисование геометрических фигур

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: предложите  ребенку нарисовать по инструкции.

Примеры инструкций:

Нарисуй

  • Большой квадрат и маленький квадрат
  • Красный круг и синий круг
  • Большой зеленый треугольник и маленький зеленый треугольник
  • Маленький желтый квадрат и большой зеленый круг.

«Животные из геометрических фигур»

Оборудование: карандаши, лист А-4

Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных.

           

 

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
президент уполномоченный администрация комитет администрация ВО
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
гос.услуги спб министерство образования и науки РФ российское образование петербургское образование
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
мчс комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности гспи русрегионинформ знаем-можем
Наш адрес:
199004
Санкт-Петербург,
7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А



+7 (812) 241-32-02 sch755autism@obr.gov.spb.ru
Как нас найти
121212