РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Педагог-психолог Колосова Татьяна Александровна кандидат психологических наук |
Уважаемые родители!
У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) наблюдается своеобразное развитие познавательной сферы. Своеобразие заключается недостаточном развитии восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения.
Игровая форма позволяет в непринужденной, и в то же время привычной для детей форме усвоить сложный для них материал. Ребенку с РАС для усвоения нового опыта требуется многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к учебному занятию. Игра делает процесс обучения ярким и эмоциональным.
Как показывает практика, ребенком негативно воспринимаются дополнительные занятия, идущие от родителя. Родитель не воспринимается ребенком в роли воспитателя. Поэтому ч подобрала игры, в которые можно играть на улице, по дороге в школу, в поездке, на даче и дома. Эти игры не требуют специальной организации места и времени, практически все игры не требуют покупки специального материала.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов, явлений и их признаков. Говоря о восприятии, мы подразумеваем непосредственное воздействия предмета или явления на органы чувств. Восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
В первом разделе вы найдете информацию по развитию и коррекции восприятия у детей. В разделе представлено описание игр, в которые вы можете играть с ребенком в любое время.
Пять правил успеха:
- Верьте в своего ребенка, его возможности и творческие способности!
- Не давайте ребенку готового решения, стимулируйте его поисковую активность.
- Занимайтесь каждый день.
- Не торопите ребенка, дайте ему решить задачу самому.
- Хвалите ребенка!
Рекомендации для родителей |
|
Манипулиции детей: что делать?
|
К сожалению, иногда дети подвергают терпение родителей большим испытаниям. В первую очередь это относится к детским манипуляциям. Причины манипуляций могут быть самыми разными: потребность во внимании со стороны взрослых, потребность в признании, попытка перетянуть внимание всей группы на свою персону. Как же противостоять манипуляциям? Читать далее |
Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия
Восприятие времени |
|
«Когда это бывает?» |
Оборудование: не требуется Содержание: Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток. Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное. Аналогичным образом эту игру можно проводить применительно к временам года. Например, когда мы катаемся на санках? Когда мы собираем грибы и ягоды и т.д. |
«Вчера, сегодня, завтра» |
Оборудование: не требуется Содержание: объясните ребенку значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие. Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк». |
«Перепутаница»
|
Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку ответить правильное или неправильное утверждение:
|
«Закончи предложение» |
Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку закончить предложения:
|
«Составь рассказ» |
Оборудование: карандаши, бумага, скрепки. Содержание: предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, мини‑книжечку, автором которой будет ваш ребенок. |
Восприятие цвета |
|
|
|
«Назови, что ты видишь синего (красного, зеленого, черного и т.д.) цвета» |
Оборудование: не требуется Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) Вы просите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного цвета. Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. Объем восприятии ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ему требуется больше времени для исследования окружающего мира. Не стоит торопить ребенка, или делать акцент на его «недосмотрах». Гораздо полезнее в завуалированной форме обращать внимание ребенка на объекты окружающего мир. |
«Бывает – не бывает» |
Оборудование: не требуется Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предлагаете ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Например, родители говорят «лиса зеленая», «яблоко синее», «трава белая», «ромашка красная» и т.д. Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) |
«Что в природе бывает красного (зеленого, синего, белого и т.д.) цвета. |
Оборудование: не требуется Содержание: Вы предлагаете ребенку назвать, что в природе бывает определенного цвета. Важно объяснить ребенку, что имеются ввиду объекты природы, а не то, что сделано руками человека. Например, платье не подходит, а яблоко подходит. На первом этапе можно просить ребенка назвать как можно больше предметов; на втором – задавать количество предметов: «Назови, что в природе бывает зеленого цвета. Ты должен назвать 5 предметов». Если ребенок не может назвать заданное количество предметов, то желательно, чтобы Вы стимулировали поисковую активность ребенка наводящими вопросами. Например, «это животное, оно живет в лесу, любит орешки, у него пушистый хвост» и т.д. Можно устроить соревнования между членами семьи, кто назовет больше предметов заданного цвета, или кто назовет быстрее заданное количество предметов. |
«Назови цвет» |
Оборудование: не требуется Содержание: Вы называете ребенка разные объекты окружающего мира и просят назвать цвет (или цвета) этого объекта. Например, ель – какого цвета?, а медведь?, а ромашка? и т.д. Обратите внимание ,что если названный объект может быть разных цветов (например, яблоко, осенние листья, розы), то Вы должны стимулировать ребенка дать как можно больше правильных ответов. |
«Собери букет из листьев» |
Оборудование: осенние листья Содержание: игра проводится осенью, когда с деревьев облетело достаточно листьев. Предложите ребенку собрать букет из осенних листьев. Правило игры: все листья должны быть только одного цвета |
|
|
«Разноцветные картинки» |
Оборудование: альбомные листы, с пометкой определенного цвета, цветные карандаши Содержание: предложите ребенку лист А-4 с пометкой цвета. Ребенок должен нарисовать не менее 5-ти предметов, которые встречаются в природе указанного цвета. |
«Собери 5 красных (зеленых, синих, белых и т.д.) предметов» |
Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: предложите ребенку найти в квартире и принести 5 предметов заданного цвета. |
«Сделай радугу»
|
Оборудование: пуговицы, мотки ниток, карандаши, посуда и т.д. Необходимо иметь предметы всех цветов радуги. Содержание: объясните ребенку последовательность цветов в радуге и предложите собрать радугу из предметов, которые есть дома. Можно собирать радугу как из одинаковых предметов, например, используя пуговицы, так и из разных. |
«Расставь по порядку» |
Оборудование: предметы одного цвета Содержание: предложите сначала ребенку собрать как можно больше предметов одного цвета в комнате (квартире, доме). После этого предложите расставить предметы по порядку, например, от самого светлого оттенка к самому темному или наоборот. |
«Подними карандаш цвета…»
|
Оборудование: набор карандашей или фломастеров от 6 до 12 цветов в зависимости от подготовленности детей по количеству играющих. Содержание: попросите ребенка поднять карандаш цвета предмета, который называется. Например, «Подними карандаш цвета травы. Подними карандаш цвета помидора. Подними карандаш цвета лимона». |
Восприятие формы и размера |
|
|
|
«Назови, что ты видишь большое /маленькое (круглое, квадратное, треугольное)» |
Оборудование: не требуется Содержание: на улице (в магазине, транспорте, на прогулке) попросите назвать ребенка, что он видит вокруг определенного размера (формы). Необходимо стимулировать поисковую активность ребенка. |
«Бывает – не бывает» |
Оборудование: не требуется Содержание: игра аналогична игре «Съедобное – несъедобное». Предложите ребенку определить правильно они сказали, или – нет. Примеры заданий:
Ребенок должен ответить, правильно или нет Вы сказали. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) |
«Как ты думаешь, что больше (меньше) |
Оборудование: не требуется Содержание: предложите ребенку сначала наглядно оценить размер предмета. Например, что больше машина или дом? Грузовая машина или легковая машина? Ворона или голубь? После этого возможно сравнение предметов в образном плане. Что больше, чашка или чайник? Шкаф или телевизор? Кастрюля или тарелка. Игру можно проводить по дороге в детский сад (домой, на занятия и т.д.) |
|
|
«Сравнение объектов окружающего мира» |
Оборудование: подойдет любой природный материал, в зависимости от того, где Вы находитесь. В лесу (парке) – шишки, желуди, листья, плоды шиповника. На даче (в деревне) – листья, цветы, палочки, грибы, шишки. На море – ракушки. Содержание: предложите ребенку сравнить предметы по величине, разложить предметы по величине от самого маленького к самому большому и наоборот. |
«Нахождение формы в объектах окружающего мира» |
Оборудование: все объекты окружающего мира, в зависимости от того, где Вы находитесь. Содержание: обратите внимание ребенка на то, что лист липы круглый, а лист дуба овальный. Во время прогулок родители просят ребенка находить предметы различной формы в окружающем мире. |
|
|
«Назови, что у нас дома квадратное (круглое, овальное, треугольное)» |
Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: попросите ребенка назвать предметы определенной формы, которые есть в их квартире. |
«Нарисуй мне…» |
Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: нарисуйте ребенку на листе несколько геометрических фигур и просят «превратить» эти фигуры в какие-нибудь предметы. Например, квадрат «превращается» в шкаф, телевизор, окно. Треугольник – в елку, настольную лампу. Круг – в тарелку, бублик, мячик и т.д. |
«Большой и маленький» |
Оборудование: предметы домашнего обихода и интерьера Содержание: родители просят найти ребенка в доме «пары» предметов – большой и маленький. Например, большая подушка и маленькая подушка, большой гвоздь и маленький гвоздь, большая кисточки (для бритья) и маленькая кисточка (для теней). |
Рисование геометрических фигур |
Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: предложите ребенку нарисовать по инструкции. Примеры инструкций: Нарисуй
|
«Животные из геометрических фигур» |
Оборудование: карандаши, лист А-4 Содержание: родители показывают ребенку как из круга нарисовать ежика и предлагают из разных геометрических фигур нарисовать кошку, собаку и других животных. |
|