Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в
ГБОУ школе № 755 «Региональный Центр аутизма»
Коррекционно-развивающие занятия являются не только формой обучения, но и условием, которое обеспечивает успешное освоение содержания учебных предметов, предусмотренных программой. Необходимость создания специальных условий (психолого-педагогических, материально-технических, организационных) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется рядом нормативно-правовых актов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и психолого-педагогического консилиума образовательной организации. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта и сложным дефектом развития предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается внесением в учебный план групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, так как каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами учащихся (2-4), во вторую половину дня после перерыва вне сетки школьного расписания (фонетическая ритмика, музыкально-ритмическое развитие), что обусловлено спецификой учреждения. Эти занятия, учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем начальных классов (учитель-дефектолог) индивидуально и по подгруппам. Группы комплектуются с учетом однородности психофизических, речевых нарушений.
Основные направления в работе:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей.
Коррекционно-развивающие занятия по «Фонетической ритмике» направлены на формирование у учащихся устной речи, ее восприятие на слухозрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение), проводятся индивидуально.
Коррекционно-развивающие занятия по «Музыкально-ритмическому развитию»способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики.

























