ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

отделения дошкольного образования детей

 

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с расстройствами аутистического спектра) на 2024-2025 учебный год

Основная образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с расстройствами аутистического спектра – далее РАС) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее Программа) разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 3013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями);

- Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями от 19 декабря 2018 года N 775-166);

 - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)», (далее – СанПиН);

- Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Программа разработана для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с расстройствами аутистического спектра - РАС) ОДОД ГБОУ школы № № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы ДО детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 18.03.2022, протокол № 1/22), и на основе Примерной программы воспитания (одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России от 02.06.2020, протокол № 2/20), а  также соответствующих распорядительных актов Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Устава ГБОУ школы № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга и спроектирована с учетом ФГОС ДО.

Программа разработана с целью обеспечения равенства возможностей коррекции и(или) компенсации нарушений развития, достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации или социализации, оптимизации развития детей с РАС в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и других особенностей.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ (РАС) и направлена на коррекцию и компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории детей дошкольного возраста, на формирование общей культуры, развитие физических и личностных качеств, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для детей с ОВЗ, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа направлена на создание развивающей предметно – пространственной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации (пункт 2.4 ФГОС ДО).

 В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из двух частей:

- обязательной части (60%)

- части, формируемой участниками образовательных отношений (40%).

Программа определяет примерное поэтапное содержание образовательных областей с учетом особенностей развития детей с РАС и динамики коррекционной работы и, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает в себя пояснительную записку, определяет цели и задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, даёт краткую характеристику особенностей развития детей с РАС в дошкольном возрасте и их особые образовательные потребности, характеризует методические аспекты дошкольного образования детей с РАС, раскрывает его этапность,  формулирует планируемые результаты образовательной деятельности по реализации Программы в виде целевых ориентиров и принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации Программы.  Учитывая острый дефицит специальной литературы по дошкольному образованию детей с РАС, в целевом разделе ряд положений по развитию детей с РАС даны более развёрнуто, чем это принято обычно в образовательных программах.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы на этапе ранней помощи и начальном этапе дошкольного образования. Направления этой работы определяются особенностями возраста и свойственными аутизму особенностями развития. Коррекционная развивающая работа, описание которой включает содержательный раздел Программы, является условием и предпосылкой реализации Программы в остальных образовательных областях с учётом особых образовательных потребностей детей с аутизмом, и направлена на обеспечение возможно более высокого уровня их социальной адаптации и социализации, интеграции в общество.

На основном этапе ДО дано описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие); формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия педагогического коллектива с семьями, в которых воспитываются дети с РАС. Также в этот раздел включены: Программа воспитания и организация работы по преемственности между детским садом и школой.

Программа создаёт предпосылки для достижения планируемых результатов дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра раннего и дошкольного возраста.

В организационном разделе представлены условия реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, организация и планирование образовательной деятельности, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды, а также кадровые и финансовые условия реализации Программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию данной категории детей.

Все части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть предполагает комплексный подход, обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Дополнительный раздел: «Краткая презентация программы» (п.2. 13 ФГОС ДО)

При выборе технологий обучения предпочтение отдаётся развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. Планируется комплексная и интегрированная занимательная деятельность в виде итоговых мероприятий событийного характера: праздников, традиций, выставок, интегрированной непрерывной образовательной деятельности.

Родителям (законным представителям) воспитанников образовательная программа даёт возможность принять активное участие в организации образовательного процесса, в выборе и корректировке его содержания. Привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, реализуются права родителей на информацию об образовательных услугах, на выбор их и гарантию эффективности и качества.

При составлении основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (РАС), в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, использовались рекомендации следующих методических пособий:

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2009;

Программа «Первые шаги. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т. Алифановой. СПб.: Паритет, 2005.

По своему организационно-управленческому статусу настоящая Программа не может быть отнесена к определённому структурному типу, так как планирование работы в традиционных образовательных областях (а иногда, фактически, сама возможность их освоения) зависит от результатов коррекционного процесса на начальном этапе, и определение качественно-временных характеристик Программы крайне затруднено. В то же время, при успешной динамике коррекционного процесса на основном этапе дошкольного образования детей с РАС возможен постепенный переход к модульной структуре Программы.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

Программа разработана на период 2024-2025 учебного года (с 02.09.2024 по 29.08.2025 года).

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
президент уполномоченный администрация комитет администрация ВО
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
гос.услуги спб министерство образования и науки РФ российское образование петербургское образование
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
мчс комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности гспи русрегионинформ знаем-можем
Наш адрес:
199004
Санкт-Петербург,
7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А



+7 (812) 241-32-02 sch755autism@obr.gov.spb.ru
Как нас найти
121212