ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
отделения дошкольного образования детей
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, ГБОУ школы № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 года № 1155),
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014. Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2013 г. N 30038.
- Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
- Концепцией образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 г. №453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года), (далее – СанПиН).
Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения аутистического спектра).
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для детей с ОВЗ, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом, психическом, умственном развитии детей.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Программа направлена на создание развивающей предметно – пространственной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации (пункт 2.4 ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из двух частей:
- обязательной части (60%)
- части, формируемой участниками образовательных отношений (40%).
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть предполагает комплексный подход,
обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена Программа по Петербурговедению.
Структура Программы включает три основных раздела:
Целевой раздел включает в себя:
- пояснительную записку, раскрывающую цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы;характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста,
- планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ) подразделяются на итоговые и промежуточные, с целью разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ и оптимизации педагогического процесса,
- целевые ориентиры.
Содержательный раздел раскрывает содержание образования по пяти образовательным областям; используемые в работе образовательные технологии, а именно: формы, способы, методы и средства реализации Программы; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Организационный раздел содержит организацию режима пребывания детей в образовательном учреждении, модель воспитательно-образовательного процесса; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Дополнительный раздел: «Краткая презентация программы» (п.2 13 ФГОС ДО)
В ОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводится как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет воспитателям и специалистам ориентировать образовательные задачи на уровень ближайшего развития и динамику коррекционного обучения каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Комплексно - тематические планы специалистов и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов. Обеспечивается
координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия, интеграции специалистов узкой профессиональной направленности и воспитателей:
проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания, психолого – медико – педагогический консилиум. При выборе технологий обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сферы развития. Планируется комплексная и интегрированная занимательная деятельность в виде итоговых мероприятий событийного характера: праздников, традиций, выставок, интегрированной непосредственно – образовательной деятельности. Родителям (законным представителям) воспитанников образовательная программа даёт возможность принять активное участие в организации воспитательно-образовательного процесса, в выборе и корректировке его содержания. Привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, реализуются права родителей на информацию об образовательных услугах, на выбор и гарантию эффективности и качества.