Главная » Статьи » Мои статьи

Аннотация к рабочей программе «Музыкально – ритмическое развитие» для 3-го класса

Рабочая программа составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и учебным планом для детей с РАС в структуре сложного дефекта.

Объем предмета «Музыкально-ритмическое развитие» в 3 классе составляет 2 ч в неделю, 34 учебные недели, 68 ч в год.

Практика показывает, что музыкально-коррекционные занятия с детьми аутистического спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально-коррекционными технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей с умственной отсталостью и РАС.

Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию, 98% обучающихся – дети-инвалиды.

Специфические особенности данной категории обучающихся:

- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

- своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;

- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;

- умственная отсталость легкой и умеренной степени.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

 

Общая характеристика предмета «Музыкально-ритмическое развитие»

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.

Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и музыкальной литературы.

Музыкально-коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:

  • подготовительный – этап адаптации ребёнка
  • основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» аутичного ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.

Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу.

 

Структура предмета

Музыкально-коррекционные занятия  носят форму урока, на котором присутствует учитель музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.

Специфика музыкально-ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлимой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ. Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.

Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза ритмические и слуховые задания визуализируются.

В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем отдельным танцевальным движениям.

Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов».

Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.

Цель программы:

Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.

Задачи программы обучения:

  • Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
  • Обучение основным ритмическим движениям
  • Обучение элементарным танцевальным движениям
  • Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
  • Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
  • Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
  • Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры

Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.

 

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. – М., 1984 г.

2.Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём./ Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989 г.

3.Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём./ Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989 г.

 

Основные общеобразовательные программы

1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. /под ред. В.В. Воронковой: 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006

 

2. Программа для специального коррекционного образования учреждений VIII вида. 0-4 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой

 

3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Ред. Баряева Л. Б.; Яковлева Н. Н. / СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011 г.

 

 

Содержание курса

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу третьего года обучения по программе учащиеся должны знать и уметь:

  • ориентироваться в зале для музыкальных занятий
  • правильно сидеть при пении сидя
  • правильно стоять при исполнении
  • правильно держать инструменты шумового оркестра
  • участвовать в школьных утренниках как исполнители
  • правильно исполнять знакомые песни
  • уметь показать основные ритмо-пластические движения
  • ознакомиться с начальными понятиями музыкальной грамоты

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: happyadmin (26.04.2018)
Просмотров: 36
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
президент уполномоченный администрация комитет администрация ВО
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
гос.услуги спб министерство образования и науки РФ российское образование петербургское образование
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
мчс комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности гспи русрегионинформ знаем-можем
Наш адрес:
199040
Санкт-Петербург,
7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А



+7 (812) 241-32-02 sch755autism@yandex.ru
Как нас найти