Главная » Статьи » Мои статьи

Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу «Музыкально-ритмическое развитие» 1 класс

Статус документа.

Рабочая программа по музыкально – ритмическому развитию составлена для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) и в соответствии с ФГОС О УО (ИН).

 

Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы):

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).

Структура документа.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, характеристику учащихся по уровням овладения предметными результатами на момент поступления, требования к уровням освоения учащимися предметными результатами, краткий коррекционный курс, календарно-тематическое планирование коррекционного курса, формы текущего контроля, методическое обеспечение образовательной деятельности.

Общая характеристика предмета.

Часы на изучение предмета коррекционно-развивающей области «Музыкально-ритмическое развитие» в 1 классе составляют 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)

Практика показывает, что музыкально-коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально – коррекционными технологиями и общей программой по музыкальному развитию.

Специфические особенности нарушения психического развития обучающихся вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.

Дизонтогенез ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения, проявляется и в его музыкальном развитии.

К характерным особенностям этого проявления можно отнести:

  • Нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.
  • Навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов. (Например, если к металлофону полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение – надо закрыть ноты; если закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).
  • Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» – учителя музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.
  • Сохранение монотонности в пении.

Музыкально – коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:

  • подготовительный – этап адаптации ребёнка
  • основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.

Музыкально-коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.

Специфика музыкально-ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными предметами и коррекционными курсами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлемой частью музыкально-коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с умственной отсталостью, представленная в данной программе в разделе «музыкально-коррекционные игры». Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел «драматизации».

Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.

В музыкально-ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям.

Применение ударно-шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов». Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти, представленный в программе в разделе «тематические уроки».

Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.

Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально-волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.

 Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально-эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.

Задачи:

  • Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
  • Обучение основным ритмическим движениям
  • Обучение элементарным танцевальным движениям
  • Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях
  • Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
  • Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
  • Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
  • Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики, литературного чтения и окружающего мира.

Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Продолжительность занятия по музыкально – ритмическому развитию в 1 классе - 35мин.

 

Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.

Модель учащегося, поступившего в 1 класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.

Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.

Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.

Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.

Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу «Музыкально – ритмическое развитие» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию включают освоение обучающимися с умственной отсталостью специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Достаточный уровень:

  • петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем регистре
  • пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами
  • петь короткие мелодии с текстом на одном дыхании
  • петь несложные хоровые распевки
  • петь специальные логопедические распевки
  • различать разнообразную по характеру и звучанию музыку
  • самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции учителя
  • участвовать в музыкальных коммуникативных играх
  • участвовать в общешкольных утренниках

Минимальный уровень:

  • знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
  • различать вступление, окончание песни
  • участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
  • выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя

Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Музыкально-коррекционное развитие» (1 класс)

  1. формирование образа себя, осознание себя как ученика
  2. развитие элементарных представлений об окружающем мире;
  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
  5. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Группа БУД

Учебные действия и умения

Личностные учебные действия

- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: happyadmin (28.04.2018)
Просмотров: 32
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
президент уполномоченный администрация комитет администрация ВО
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
гос.услуги спб министерство образования и науки РФ российское образование петербургское образование
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
мчс комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности гспи русрегионинформ знаем-можем
Наш адрес:
199040
Санкт-Петербург,
7-я линия Васильевского острова, д.66, литер А



+7 (812) 241-32-02 sch755autism@yandex.ru
Как нас найти