Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.
Рабочая программа инструктора по физической культуре является локальным актом ГБОУ школа № 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, разработанным в соответствии:
С международно-правовыми актами:
- Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959);
с законами РФ
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с региональными документами
- Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;
с локальными документами
- Уставом ГБОУ школа № 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана на основе:
- основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования ГБОУ школы № 755 Василеостровского района Санкт-Петербурга с учетом
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы «Диагностика – развитие - коррекция» для детей с нарушением интеллекта», авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова /firo.ru/,
- Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003.
1.2. Цели и задачи рабочей программы - обеспечение комплексного подхода к решению образовательных проблем, достижение максимально возможного развития двигательной сферы и двигательной независимости.
- исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего развития ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и навыков и содействие всестороннему его развитию.
Образовательные задачи рабочей программы: - охрана и укрепление здоровья детей; - обучение двигательным действиям с помощью знаковой системы; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями; - освоение системы знаний, необходимых для сознательного формирования двигательных умений и навыков, и использования их в повседневной жизни, повышения двигательной активности; - формирование игровой деятельности; - формирование и обогащение эмоционального опыта, Я-концепции; - формирование навыков произвольной организации движений собственного тела в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве. Развивающие задачи рабочей программы: - максимально возможное развитие физических качеств; - развитие чувства темпа, ритма движений, укрепление вестибулярного аппарата; - развитие речевой активности, обогащение словарного запаса через движения; - увеличение объёма сенсорных представлений, формирование сенсорно-перцептивных базовых эталонов; - развитие имитационных способностей; - стимулирование к выполнению инструкций; Коррекционные задачи рабочей программы: - коррекция скованности движений, улучшение подвижности в суставах; - нормализация мышечного тонуса, увеличение силы м выносливости мышц при гипотонии; - коррекция нарушений поведения, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти; - коррекция нарушений ОДА. Оздоровительные задачи рабочей программы: - обеспечение физического и психического благополучия; - укрепление и сохранение здоровья; - закаливание организма; - профилактика возникновения вторичных нарушений. Воспитательные задачи рабочей программы: - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями и к окружающему миру; - воспитание коммуникационных функций и способностей взаимодействовать в коллективе; - воспитание чувства уверенности в себе, своих силах и возможностях, волевых качеств; - формирование способов взаимодействия во время занятий физическими упражнениями; - взаимодействие с родителями воспитанника (законными представителями) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии со следующими принципами: Принцип феноменологической направленности адаптивной физической культуры: учет естественных, образовательных и социальных потребностей детей; всестороннее развитие и совершенствование личности ребенка, формирование физической готовности к жизни; предоставление выбора доступных форм двигательной активности и спортивного инвентаря в процессе занятий; индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического и духовного развития и саморазвития личности. Принцип функционального подхода: основной целью коррекционного воздействия на ребенка является формирование у него основных движений, необходимых в повседневной жизни, не форсирование, а пошаговое овладение движением, а также то, что любая деятельность ребенка в той или иной степени является значимой. Технология развития этих умений и навыков предполагает активную деятельность ребенка и ориентирована на образовательные потребности и интересы ребенка. Изучение двигательного действия на начальном этапе обучения может предполагать совместную деятельность (с педагогом), тем самым у ребенка формируются предпосылки для овладения этим умением. Принцип коррекционно-компенсаторной направленности: содействие коррекции и компенсации нарушенных функций (двигательных, функциональных, психических); комплексный подход к профилактике возникновения новых двигательных нарушений; учет индивидуальных темпов развития, состояния двигательных функций и интеллектуальных способностей; позитивную направленности, заинтересованность в результатах самого занимающегося; психолого-педагогическую поддержку, физическое сопровождение и помощь в передвижениях, преодолении трудностей обучения. Принцип развивающего обучения: принцип основан на том, что только то обучение бывает действенным, которое «забегает» вперед развития (зона ближайшего развития). Принцип адекватности: подразумевает соответствие выбранных методов коррекционно-педагогического воздействия функциональному состоянию детей, а также особенностям развития физических и психофизиологических качеств и реальным возможностям занимающихся. Принцип непрерывности: удовлетворение потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодоление гиподинамии; совершенствование физических и координационных способностей; целенаправленную и непрерывную физическую абилитацию; удовлетворение потребности в общении и культурном обогащении; повышение устойчивости к простудным заболеваниям, агрессивным факторам природы и др. Принцип прогрессирования воздействия: целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации ребёнка к физической нагрузке. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации: предусматривает гибкое применение в ходе коррекционно-развивающего воздействия на ребенка различных подходов и методов, а не центрирование на только одном.
Принцип психологической комфортности: обучение в сотрудничестве, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса и создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя непринужденно. Ситуация успеха («Я могу!»). Принцип социализации и интеграции: содействие всестороннему и гармоничному развитию личности; освоение социально-культурного опыта. Использование сформированных навыков в повседневной жизни; активное включение детей со сложными нарушениями в физкультурно- оздоровительные мероприятия вместе со взрослыми сверстниками. Принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях. Принцип интеграции образовательных областей: в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип феноменологической направленности АФК учет естественных, образовательных и социальных потребностей детей; всестороннее развитие и совершенствование личности ребенка, формирование физической готовности к жизни; предоставление выбора доступных форм двигательной активности и спортивного инвентаря в процессе занятий; индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического и духовного развития и саморазвития личности. |