| Пояснительная запискаРабочая программа учителя-логопеда является локальным актом ГБДОУ школа №755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, разработанным в соответствии:
 с законами РФ
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 с документами Министерства образования и науки РФ
 - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
 - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
 с документами Федеральных служб
 - постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
 с региональными документами
 - Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;
 с локальными документами
 - Уставом ГБДОУ школа №755 Василеостровского района Санкт-Петербурга «Региональный Центр аутизма».
 Рабочая программа учителя-логопеда разработана в соответствии с основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования ГБОУ школы № 755 «Региональный Центр аутизма»Василеостровского района Санкт-Петербурга.
 - с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы «Диагностика – развитие - коррекция» для детей с нарушением интеллекта», авторы Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова /firo.ru/.
 - с учетом проекта примерной основной образовательной Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М 2014г /firo.ru/.
 Уровни импрессивной речи у детей с речевым недоразвитием
 Нулевой:ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
 Ситуативный: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
 Номинативный: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей.
 Предикативный: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, различает значения нескольких первообразных предлогов (НА,В,ОКОЛО). Не различает грамматических форм слов.
 Расчленённый: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) – флексиями, приставками, суффиксами.
 Этапы развития экспрессивной речи
 Первый этап – «Однословное предложение». Наличие отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствие возможности объединить две словесные единицы в одном высказывании.
 Второй этап – «Предложения из слов - корней». Умение соединить в одном высказывании два и более аморфных слова при полном отсутствии глагольных слов с окончаниями 3-го лица изъявительного наклонения (-ет, -ит, -ут, -ют) и словоизменения существительных.
 Третий этап – «Первые формы слов или первые случаи словоизменения». Появляются конструкции типа именительный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения 3-го лица с правильным использованием окончаний -ет, -ит. Некоторые слова используются в 2-3 формах(единственное и множественное число, косвенные падежи существительных).
 Четвёртый этап – «Усвоение флексий». Появление возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. Некоторые слова оформляются грамматически правильно, некоторые - аграмматично. Появляется возможность правильно или неправильно передвигать слово по словоизменительной шкале. В речи отсутствуют предложные конструкции, в которых бы предлог и флексия одновременно использовались правильно по смыслу. Часто прилагательные оформляются через аморфные, неполногласные окончания.
 Пятый этап – «Усвоение предлогов». Усложнение предложений. Попытки использования сложных типов предложений. При употреблении предложных конструкций много случаев правильного одновременного оформления простого предлога и флексии.
 Шестой этап - Развёрнутая фразовая речь с пробелами формирования лексики, грамматического строя и фонетики.
 Коррекционная работа ведётся по этапам обучения, у которых нет чёткого ограничения во времени. Проведение коррекционных занятий организовано по подгруппам.
 Первая подгруппа:
 - уровни развития импрессивной речи - нулевой, ситуативный;
 - развитие экспрессивной речи -1, 2 этапы
 Вторая подгруппа:
 - уровни развития импрессивной речи – ситуативный, номинативный,
 - развитие экспрессивной речи - 3, 4, 5, 6 этапы
 1.3 Цель, задачи, целевые ориентиры программы
 Цель программы - формирование языковой системы, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы у детей, имеющих сложный дефект.
 На занятиях учитель-логопед развивает восприятие речи, знакомит с новыми словами, уточняет, если это возможно, их значения, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внимание, память, мышление, а также общую и мелкую моторику.
 Учитель-логопед создаёт игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений.
 Задачи:
 - Развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка. - Формирование и развитие активной подражательной речевой деятельности.
 - Активизация речевой деятельности и развитие лексико - грамматических средств языка.
 - Формирование и развитие произносительной стороны речи. - Формирование и развитие самостоятельной фразовой речи. - Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
 - Формирование и развитие неречевых психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
 Целевые ориентиры:
 (для первого этапа обучения)
 - Преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей, формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем логопедом и со сверстниками, развивать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям. -Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
 -Формировать и развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей.
 -Расширять понимание речи детей. - Формировать и развивать потребности в общении, элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками. - Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми).
 - Формировать элементарные общие речевые умения.
 (для второго и третьего этапа обучения)
 -Развивать произвольность и формировать основные компоненты мыслительной деятельности детей.
 -Способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, формированию навыков самоконтроля, поддерживать положительное эмоциональное состояние детей.
 -Расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
 -Обогащать предметный, предикативный, экспрессивный словарь импрессивной и экспрессивной речи. - Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи.
 -Формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения. - Расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь. - Осуществлять коррекцию дыхательной и голосовой функции. - Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы. - Осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, формировать и развивать фонематические процессы.
 |